Наверх
vorle.ru

Екатерина Шагалова: "Актеры готовы сниматься не в кассовых фильмах"

Культура

В третий день международного фестиваля фильмов о правах человека "Сталкер" в кинотеатре "Юность" в Курске зрители смогли увидеть второй художественный фильм режиссера Екатерины Шагаловой "Однажды в провинции", отмеченный призом ФИПРЕССИ на ХХХ Московском международном кинофестивале.

Действия фильма разворачиваются в одном из глухих провинциальных городков Центра России, где текучая и размеренная жизнь неожиданно меняется, когда в город приезжает звезда популярного телесериала Настя. Ее популярность пронеслась, как скорый поезд, и теперь все сложилось так, что ей больше не к кому идти, кроме как к родной сестре. Но и сестра Вера не очень-то ей рада: застарелый конфликт с ее мужем Колей поначалу мешает ей принять сестру и поделиться с ней, как с единственным родным человеком. Настя разочарована в жизни и в себе, она пытается начать все заново.

Каждый вечер во дворе общежития собираются молодые люди и девушки. Им нечем заняться — жизнь в провинции не дает никаких шансов. Все хотят любить, но не тех и не так. У каждого своя тайная жизнь. Но проще делать вид, что ничего не происходит, даже если это происходит у лучшего друга с твоей женой. С появлением в городе Насти сложные взаимоотношения друзей накаляются до предела, секреты перестают быть секретами, тайны больше не тайны — любовная горячка охватывает провинциальный город. И тогда, когда, казалось бы, все может измениться, случайная трагедия ставит все на привычные места.

Екатерина Шагалова дочь известного режиссера и киносценариста Александра Миндадзе. Учась в одиннадцатом классе, Катя "заведовала регионами" в информационном агентстве "Квадрат", организованном другом детства Федором Павловом-Андриевичем. Потом поступила во ВГИК. После окончания она сразу поступила в ГИТИС (РАТИ) на режиссуру. Будучи студенткой вместе с английским режиссером Джоном Адамсом Екатерина Шагалова поставила на сцене театра "Новая опера" мюзикл "Tomorrow Land". Эта работа стала для начинающего режиссера пригласительным билетом на подмостки Лондона - вскоре на сцене театра Royal Court она поставила несколько спектаклей, в том числе и пьесу собственного сочинения "Собака Павлова".

Вернувшись в Москву, Екатерина Шагалова организовала свою антрепризу. Со спектаклями "Летающий дом" и "Яма" - в последнем играли Алексей Панин и сама Екатерина Шагалова - объездила полстраны. Потом была работа во Франции. Как театральный режиссер она поставила четыре пьесы драматурга Вадима Леванова на сцене театра города Нанси.

В 2001 году по заказу ТВ-6 Шагалова пробует себя в документальном кино, снимая фильм про сумасшедший дом. Но когда работа была готова, канал закрыли. Пьеса и впечатления от реальной психушки позже легли в основу фильма "Собака Павлова", который получил приз за лучший дебют на выборгском фестивале "Окно в Европу", гран-при за лучший игровой фильм, приз Гильдии кинокритиков на московском фестивале «Сталкер» и другие награды.

Спектакли по пьесам Екатерины Шагаловой шли на сценах театров "Русский дом" и в Центре драматургии и режиссуры под руководством Алексея Казанцева и Михаила Рощина.

Как актриса Екатерина Шагалова снялась в сериале Кирилла Серебренникова "Ростов-папа". (Кстати, в этом фильме звучит песня ее сочинения в ее же исполнении.) Была сценаристом сериала "Виола Тараканова".

Перед показом фильма Екатерина Шагалова рассказала корреспонденту ИА vRossii.ru о фильме, театре, своем отношении к сериалам, проблемам в кино, о великих режиссерах.

- Екатерина, что вы хотели сказать фильмом "Однажды в провинции"?

- Прежде всего, это фильм о людях, их проблемах, переживаниях. О человеке живущем на обочине. Ведь каждый из нас должен верить в себя, в свои возможности. Не стоит кого-то обвинять в своих неудачах. В наших проблемах, в первую очередь, мы виноваты сами. Так получилось, что это фильм о жизни в маленьком городке. Это духовная провинция.

- Сюжет подсмотрели, или он родился спонтанно?

- Я не верю в озарение. Нет, бывают случаи, когда сидел, и внезапно пришла идея, которая потом воплотилась в фильм. Это опыт моих друзей, мой личный. У всех есть свои ошибки, недостатки. Это все и легло в фильм. Да и за сюжетом далеко ходить не надо. Я живу на Таганке. Это центр Москвы. Каждый день, когда хожу в магазин, на улице вижу молодежную тусовку "синяков". Это не только парни, но и девушки, которым не больше 25 лет. У них на лицах "написано"- цирроз печени. Противно то, что это не приезжие, которые не смогли устроиться в столице. Это те, кто родился и вырос в Москве, сытые, одетые и обутые. Но они живут такой жизнью.

- Екатерина, какие вам интересны темы?

- Мне интересны темы выбора человека, ответственности. Несмотря на то, что трудно снимать тяжелое, проблемное кино, делать это нужно. Правда, для этого нужно очень много – актеры, сюжет, чтобы сошлись звезды на небе. И не стоит браться за работу, если не собираешься что-либо сказать зрителю своим фильмом.

- Екатерина, вы еще выступили как сценарист фильма. Неужели нашлось хорошего сценариста?

- Да нет. Есть хорошие сценаристы и сценарии. Просто в этот раз так совпало, что сама села и написала. Правда, тяжело писать сценарии. Думаешь одно, а получается - третье. Лучше, когда режиссер и сценарист не в одном лице.

- Трудно было договориться с актерами сняться в заведомо не кассовом фильме?

- Вряд ли поверите, но с актерами проблем не было. Я знаю многих актеров, которые готовы сниматься в авторских, проблемных и некассовых фильмах, даже за небольшие деньги. Большинству актеров надоело работать в сериалах. Но бросить они не могут - им нужно кормить семью. Это все понимают. Но каждый актер хочет сыграть пусть не великую, но запоминающуюся роль.

- Как ваш отец, Александр Мендадзе, относится к фильму "Однажды в провинции"?

- Честно сказать, даже не знаю, как он отнесся к этому фильму. Наверное, не понимает. Это не его.

- Екатерина, вы и ваш отец режиссеры. А совета у папы спрашиваете во время съемок? Может сами советовали ему что-то?

- Сейчас съемки проходят в диком темпе, так что нам некогда давать друг другу советы.

- Имя знаменитых родителей – папы режиссера (Александр Мендадзе), мамы актрисы (Галина Орлова) и дедушки драматурга (Анатолий Гребнев) мешали во время учебы, работы?

- Я ребенок со съемочной площадки. Несколько раз бывало во время учебы, что пытались сравнивать, либо как-то намекнуть на моих родителей. Но я сразу пресекла все разговоры по этому поводу. Даже сейчас некоторые в киношной среде пытаются вести такие разговоры. Но я не поддерживаю их беседы. Не разговариваю с ними.

- С чем связано, что мало женщин-режиссеров?

- Я не думала об этом. Вообще я против всяких гендорных сравнений. Кто хочет, тот пусть и сравнивает, высчитывает, сколько режиссеров женщин, мужчин. Я работаю, снимаю кино и не задумываюсь об этом.

- Кто из великих режиссеров произвел на вас сильное впечатление?

- Во время учебы мы много смотрели фильмов разных режиссеров. Было много интересных, некоторые режиссерские работы нравились. Больше всего меня поразили фильмы Патрика Форсберга и Педро Альмодовара.

- С театром вы окончательно порвали?

- Специально с театральными постановками я не завязывала. Наверное, что-то в ближайшее время сделаю для театра, приму участие в фестивале, к примеру. Просто, так получилось, что, вернувшись в Москву, как-то переключилась на кино. Так что на театр не осталось времени.

- Екатерина, вам трудно переходить от кинорежиссуры к театральной?

- Для меня это не составляет большого труда. Нужно только разделять – театр и кино. Тогда и не будет трудностей. У меня это получается.

- Вы успели поработать за границей, в России. А есть ли отличие в восприятии фильма, спектакля западным и российским зрителем?

- Что касается театральной публики, то она не имеет национальности и расы. Зритель везде одинаков. Он сразу реагирует на фальшь со сцены. У него искренняя реакция на хорошую и плохую игру актеров. То же самое относится и к кино. Всем кажется, что в театр и на проблемное, авторское кино ходит много зрителей. Поверьте, что в России, что в Англии или Франции – на спектакли приходит одинаковое количество людей. Это настоящие театралы, которых знают все.

- Екатерина, ваше мнение – проблемное кино нужно снимать?

- Обязательно. И не верьте тому, кто говорит, что подобных картин не было в советские времена. Тогда тоже снимали проблемные фильмы. Сейчас они могут показаться нам наивными, но в то время – это было серьезное, проблемное кино. Но не стоит забывать и о других жанрах. Нужно чтобы сохранялся баланс.

- А вам бы не хотелось после проблемного кино, попробовать снять, к примеру, комедию?

- Не знаю. Может, придет время, когда я дойду до того, чтобы снять комедию. Еще не знаю и не думала. Ведь это самый сложный жанр кино. Это, только кажется, что его легко снимать. Легче снять десяток проблемных фильмов, чем одну хорошую комедию.

Печать

Последние новости

Спецпредложения компаний (на правах рекламы)

Яндекс.Директ