Наверх
vorle.ru

Огонь, вода и медные каски

Культура

Настоящее хранилище диковинок и раритетов со столетней историей собрал за 40 лет почепский старожил в своем музее пожарного дела – такого вы еще не видели!

Век за 40 лет

Имя Василия Зезюли в древнем граде Почепе знает почти каждый. И еще бы! Какой другой чудак построит в самом центре захолустного городка собственную сторожевую крепость со средневековой кузней и будет кропотливо почти полвека собирать все, что связано с работой всей его жизни – пожарным ремеслом. Знакомьтесь, вот он, Василий Николаевич, уроженец Унечи, всю жизнь проживший в Почепе, а с виду – вылитый казак. Речь правильная, литературная, усы седые, закрученные, а гостеприимство – бескрайнее! "Три дня будем праздновать, три дня нас не беспокоить!" - объявляет Василий Николаевич, радуясь гостям и провожая нас к музею.

Здесь, в десятке метров от действующей пожарной части и под стеной древнего Храма пресвятой Богородицы, раскинулся Почеп в миниатюре, который Василий Николаевич своими руками строил много лет. "Как-то пришло оно само, не потому что я хотел. То, что я делаю, приходит обычно ночью, а если уж в голову зашло, то обратно не выбьешь", - рассказывает Зезюля о своем музее, доставая громадный символический ключ от собственной сторожевой башни. Этот мини-форт, как и все здесь, Василий Николаевич сделал сам - пусть в масштабе 1 к 4, зато по древним чертежам XVI века.

Музей своими руками

Всего же сторожевых башен в почепской крепости было пять, и именно на них висели колокола, в которые звонили только в двух случаях – либо идет враг, либо горит город. Стоило только услышать набат, как тушить пожар с ведрами сбегался весь город! Представьте, деревянные дома с соломенными крышами – стоило попасть малейшей искре, и через несколько минут полыхала вся улица. Поэтому уже тогда казаки и служивые люди были пожарными, и в арсенале имели конно-бочечные экипажи с ручными насосами, один из которых Василий Николаевич воссоздал в своем музее.

"В 68-м году я пришел в Почеп, и сразу устроился в пожарную охрану. Я институтов не кончал, но так получилось, что отдал я этому делу 47 лет жизни!" - с гордостью рассказывает Василий Николаевич, прохаживаясь мимо водяной и ветряной мельниц, древней повозки с бочонком, настоящих каменных жерновов, макетов лесопилки и кузни, кусочка дореволюционных ж/д путей и всего остального, что стоит прямо под открытым небом. А ведь это мы еще не были в самом музее!

Трогать разрешается!

Открывая дверь нарядного кирпичного домика, никак не ожидаешь, что каждый квадратный сантиметр его площади заполнен артефактами – от малюсеньких значков и вымпелов до громадных пожарных насосов и полотен с видами горящего Почепа. Глаза просто разбегаются, когда в поле зрения оказываются сразу столько экспонатов! При этом Василий Николаевич все 40 лет собирал не только вещи, связанные с работой пожарного, но и решительно все, что представляет историческую ценность.

Здесь и макеты древнего Почепа, и раритетные радиолы и телевизоры, и рации времен войны, и даже трофейные винтовки и пулеметы. С величайшей важностью Василий Николаевич облачается в казацкую форму, надвигает на затылок фуражку, берет указку и начинает увлекательнейший рассказ, как строился, горел и спасался от огня Почеп. Главная же изюминка музея в том, что все экспонаты можно трогать, заводить и мерить, главное – положить потом на место. Представляете, что вытворяют там дети?

История бесценна

Когда флэшки уже флэшки ломились от фотографий, а головы – от обилия информации, Василий Николаевич невозмутимо, но важно, объявил, что это лишь половина пути, и впереди нас ждет "технический зал". Открывается засов, загорается свет, и снова удивленью нет предела – если раньше в глаза бросались в основном макеты и сравнительно небольшие экспонаты, то тут уж была собрана полноразмерная техника. Настоящий пожарный мотоцикл "Урал" соседствовал с подлинной дореволюционной каретой с деревянными колесами на кованых рессорах, пожарные кители начала прошлого века висели рядом с современными негорючими комбинезонами, а нынешние пластиковые шлемы огнеборцев лежат рядом с блестящими медными касками, в которых пожарные щеголяли до войны.

Теперь из казака Василий Николаевич переоблачается в дореволюционного пожарного, да так правдоподобно, что ему даже дали роль в экранизации "Отцов и детей", где Зезюля сыграл брандмейстера. Роль народного пожарного хранитель почепского музея играет не только в кино – он регулярно устраивает конкурсы детского рисунка и встречает всех гостей Почепа - от начальников МЧС до губернатора области. Каждый год этот музей посещают около 5 тысяч человек, и если вы в нем еще не были, то это отличный повод наведаться в Почеп, ведь где еще такое увидишь столько диковинок?

Печать

Последние новости

Яндекс.Директ



подписка