Наверх
vorle.ru
На правах рекламы
12+

Кириллин день

12+ Театральная афиша

Режиссер: Анатолий Слюсаренко

Продолжительность: 2 часа 20 мин

Где проходит:
Театр драмы им. А. К. Толстого 20 мая 2021 г. (19:00).

"Смерть Иоанна Грозного" одна из самых известных пьес русского поэта золотого века насыщена большой творческой биографией. Она всегда являлась поводом для деятелей культуры в высказывании на тему "государство и власть", "правитель и народ", "тиран и жертва". Наиболее значимые поставленные по ней театральные спектакли отражали свое время и умонастроение его общества.

На рубеже 19 и 20 веков, через год после открытия Московского Художественного театра в 1899 году К. С. Станиславский ставит "…Грозного" и играет в этом спектакле главную роль. Через небольшое время его сменяет Вс. Э. Мейерхольд. Эта роль становится знаковой для великого реформатора русской сцены. И так будет всегда. Образ Грозного царя во все времена остается лакмусовой бумажкой в восприятии обществом своего правителя, своего "грозного царя" – и в истории, и в культуре.

По сегодняшний день история правления Иоанна Грозного излагается в параметрах "двух Иванов" – великого правителя, собирателя русских земель и лютого тирана с параноидальными характеристиками.

У Брянского театра драмы имени А. К. Толстого своя театральная биография, связанная с поэтом, имя которого он носит. С 1927 по 2005 год театр восемь раз включал в свой репертуар спектакли по произведениям А. К. Толстого. К трагедии "Смерть Иоанна Грозного" театр обращается во второй раз.

Спектакль "Кириллин день" имеет свою интригу. Конечно, в первую очередь, эта премьера приурочена к юбилею поэта, но этот спектакль не имеет привычную "датскую" подоплеку. В первую очередь, не формальное отношение к пьесе связано с именем приглашенного на постановку режиссера – Анатолия Слюсаренко, спектакли которого всегда отличались неоднозначным личностным творческим подходом к избранному им драматургическому материалу.

Режиссер отмечает, что ему, как и автору интересна не летопись в театре, а правда художника. "А. К. Толстой, – продолжает А. Слюсаренко, не назвал свою трагедию как жизнь и кровавые деяния русского православного царя, а назвал "Смерть Иоанна Грозного". О чем мечтает царь Иоанн? Он прекрасно понимает, что власть не дает свободы, она требует жертвы."

Для режиссера очень важны простота и ясность изложения, а поэтический текст, будучи редким явлением сегодня на драматической сцене, дает повод не только к тщательной, скрупулезной работе с исполнителями, но и к образному символическому постановочному, пространственному и художественному решению.